Дебиторская задолженность — это деньги, которые бизнес должен получить от других компаний и физлиц. Проблема с дебиторкой актуальна практически для любого бизнеса и особенно для организаций, работающих с отсроченными платежами и на условиях постоплаты.
Проблем с дебиторской задолженностью нет только у компаний, занимающихся розничной торговлей. У них нет перерыва между продажей и поступлением денег — процессы совпадают по времени.
В любых других случаях продажи можно разделить на три стадии:
заключение сделки;
реализация товара или услуги;
получение оплаты.
Какой может быть оплата
Оплата может происходить в несколько этапов: частичная предоплата, оплата по графику, постоплата. При наличии постоплаты или оплаты по графику процессом нужно внимательно управлять. Если не вести учёт и не контролировать дебиторскую задолженность, неизбежно появятся просрочки платежей, дебиторская задолженность будет накапливаться, а также появится риск кассовых разрывов.
Как разобраться с дебиторской задолженностью
Для решения проблемы необходимо установить чёткие правила и регламенты работы с дебиторской задолженностью. Чтобы дебиторка стала меньше, достаточно следовать чек-листу из 7 этапов.
3. Установить ответственных за сбор и работу с задолженностью
За каждую строку дебиторской задолженности должны отвечать конкретные сотрудники.
За текущую дебиторку — ответственные менеджеры отдела продаж, каждый по своей группе.
За общую сумму дебиторки — руководитель отдела продаж или коммерческий директор.
За проблемную к взысканию — специалист юридического отдела.
За задолженность к списанию — бухгалтер.
4. Разработать порядок и регламент работы с ДЗ для ответственных
Для каждого ответственного необходимо определить порядок, что нужно делать и в какие сроки. Например, порядок действий по сбору текущей дебиторской задолженности может выглядеть следующим образом.
5. Установить критерии для отнесения ДЗ к безнадёжной и установить порядок её списания
Чтобы дебиторка была признана безнадёжной, необходимо описать критерии для принятия такого решения. Это ответственная часть, поскольку списанная дебиторская задолженность — прямые убытки компании. Такие ситуации должны быть исключительными в компании.
Списание безнадёжной дебиторской задолженности может выглядеть так.
6. Разработать шаблоны звонков, писем, претензий для отправки клиентам
При сборе оплаты с клиентов менеджер не должен думать, что сказать или какое письмо написать. Все скрипты звонков и шаблоны писем желательно нужно разработать и по возможности автоматизировать. Тогда работу по сбору денег нужно будет только контролировать.
7. Разработать показатели KPI для сбора задолженности
Завершает регламент сбора дебиторки система мотивации (KPI). У ответственных сотрудников должен быть показатель в переменной части зарплаты или установленный процент от сбора дебиторской задолженности. Это можно указать так.
И это всё?
Все самые эффективные вещи выглядят достаточно скучно. Здесь нет волшебных инструментов, но есть регламенты и порядок, обязательные для всех ответственных сотрудников. Такой порядок гарантированно приведет к быстрому снижению сумм дебиторской задолженности и сделает процесс полностью управляемым.